Воспоминания Костомарова Д.П. о А.А. Самарском

Воспоминания об академике А. А. Самарском

члена-корреспондента РАН Дмитрия Павловича Костомарова

Для меня, человека 29-го года рождения, которому в 41-ом году, во время начала войны, было двенадцать лет, а в 45-ом, когда война кончилась, – шестнадцать, все люди, которые участвовали непосредственно в боях, защищали нашу страну – святые.

Когда началась война, Александр Андреевич ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Москву, получил тяжелое ранение – у него под ногами разорвалась мина. Он остался жив, но практически до конца войны лечился. Потом преподавал в школе под Красноярском, еще не имея высшего образования, – была война, учителей не хватало. На факультет (он был студентом физфака МГУ) восстановился в 43-ом году, окончил университет в 45-ом. Был рекомендован в аспирантуру, написал блестящую кандидатскую диссертацию, защитил ее в 48-ом году и был оставлен на работу.

В 49-ом году я перешел на 3-ий курс; мы были первым курсом, на котором Александр Андреевич вел занятия. Со второго семестра он стал читать нам лекции по уравнениям математической физики. Параллельно они с Андреем Николаевичем Тихоновым писали книгу, по которой этому предмету учатся нынешние третьекурсники.

В это же время велась работа над созданием атомной бомбы. Требовалось много вычислений, руководил этими вычислительными работами Андрей Николаевич Тихонов (тогда он был член-корреспондент) – основатель нашего факультета, а Самарский был его «правой рукой». Тогда вся их деятельность была строго засекречена. По существу, они проводили расчеты, используя только вычислители с настольными арифмометрами – компьютеров еще не было. При этом нужно было, чтоб можно было что-то сделать в разумные сроки, как-то распараллелить вычисления - а это искусство было – и поручить. Это была, в общем, совершенно блестящая деятельность, за которую Александр Андреевич был награжден.

Александр Андреевич был удостоен многих наград, в том числе орденами Ленина (1953, 1956 и 1979 годы), Трудового Красного Знамени (1969 год), Октябрьской Революции (1975 год), Отечественной войны 1-й степени (1985 год), Дружбы народов (1993 год), орденом Славы 3-й степени (1980 год); также в 1979-м году ему было присвоено звание героя Социалистического Труда. Он был членом Академии Наук РАН, и при этом у него имелся солдатский орден Славы. Это довольно уникальное сочетание.

Он параллельно, в институте прикладной математики, которым тогда руководил Келдыш (впоследствии институт имени Келдыша) он руководил большим отделом. И за это время им было создано и разработано очень много численных методов решения сложных задач. Многие работы того времени, из-за того, что в целом работа была секретна, даже если в ней была чисто математическая часть - они все равно в открытой печати не публиковались. В результате сейчас мы о чем-то об этом узнаем, но тогда все это было неизвестно, хотя по существу за то время были разработаны основы решения задач математической физики в такой форме, в которой потом они легко перешли на компьютеры. Это был 48-49 год, компьютеров тогда не было, но потом они сразу оказались готовыми к компьютерным исследованиям.

Значит, институт прикладной математики, директором которого был Келдыш, его заместителем Тихонов, ну а одним из столпов-исполнителей Александр Андреевич Самарский. Я не помню сейчас в каком году, сначала он был создан как отдел прикладной математики при Стекловском институте, хотя никакого отношения фактически к Стекловскому институту не имел, просто был под крышей этого института, чтобы не появлялось новое название, но по сути был автономен. А потом, по-моему, в 56-ом году институт стал самостоятельным институтом прикладной математики, а после смерти Келдыша получил имя Келдыша. Самарский очень много сделал тогда для решения важнейших оборонных задач.

Александр Андреевич был одним из людей, на которых опирался Тихонов при создании факультета ВМиК. И, по существу, программа преподавания численных методов решения физических задач в значительной степени была разработана Самарским, им же был написан ряд книг по этой тематике (около десяти). В них был собрано и систематизировано большое количество материала; они одновременно использовались и на кафедре вычислительных методов, и на кафедре математической физики как учебники для старшекурсников.

Он был, конечно, патриот, в самом хорошем смысле этого слова. Еще раз повторяю, он был 19-го года рождения, значит в 41-ом ему было 22 года, то есть он был студент и вот он бросил учебу, когда все было очень критично.

Дело в том, что по Савеловской дороге немцы подошли к Красной Поляне - очень близко. Люди такого типа, как Александр Андреевич Самарский, приняли на себя удар, когда было все очень критично. Вот они просто своей грудью, по существу, остановили наступление.

Американцы в 45-ом году имели 3 атомных бомбы одну они испытали в пустыне Невада, а две сбросили на Нагасаки и Хиросиму. Мы смогли испытать первую бомбу свою только в августе 49-го. Надо иметь в виду, что американцы начали работу и второе – до них война, так как до нас дошла, конечно, не дошла, у них весь ресурс был, а у нас работы начались в этом направлении в 43-ем году, в 46-ом году был создан первый реактор в Курчатовском институте, а в 49-ом году была испытана наша бомба.

А стали вестись работы над водородной бомбой и ситуация резко изменились: на этот раз мы обогнали американцев. Дело в том, что атомная бомба основана на делении изотопов тяжелых элементов – урана или плутония. А водородная бомба на прямо противоположном процессе – на синтезе образования ядер гелия из тяжелых изотопных водородов. Этот процесс гораздо сложнее, то есть в мирных целях, как электростанцию, он до сих пор не осуществлен, хотя работы ведутся без малого 60 лет уже. Но вот это все нужно было делать очень быстро. И здесь огромные заслуги Андрея Николаевича Тихонова и Александра Андреевича Самарского.

По существу, Александр Андреевич Самарский был создателем огромного числа методов. Они оказались готовы, это было так: «Стрела», появилась в 1956 году, а работы расчетные начались в 48-ом и 49-ом. Компьютеры применить было нельзя, но уже все строилось именно так, что потом, когда появились компьютеры, перенести все это на компьютерные методы оказалось очень просто. Просто вместо 20 женщин появился один железный компьютер. А женщины считали так: были две группы независимые и они считали одно и то же, а потом сравнивались результаты. Если результаты совпадали, то работа принималась, если не совпадали, то начиналось самое сложное – поиск ошибок. Ошибки легче избежать, чем когда исправить. То есть это была очень сложная своеобразная технология применения тех численных методов. Метод прогонки, применяемый при решении систем с трехдиагональной матрицей, о котором студентам ВМиК рассказывают на втором курсе разработал и предложил Александр Андреевич. Самарский. В этом методе число операций с увеличением порядка матрицы растет линейно, а всем известный метод Гаусса дает минимум N в кубе, так что это было существенное улучшение.

Так же, как Самарский был «правой рукой» Тихонова, так у Александра Андреевича был Курдюмов – мой однокурсник, который со временем стал директором ИПМ. Сейчас он уже покойный. Говорили даже: “Без Курдюмова Самарский, как без Минина Пожарский”.

Среди учеников Александра Андреевича было сорок докторов наук и свыше ста кандидатов наук. Также среди них были и члены-корреспонденты Ран и академий наук других стран. Он был создателем очень большой школы и умел работать с молодежью, сочетая с одной стороны самостоятельность и не мелочный контроль, с высокой требовательностью – к нужному сроку требуемый объем работ надо было сделать, и это было очень серьезно.